Таня - тут

- блог Татьяны Тунь

Perfect Swan

…или как меня обманул Даррен Аронофски

Бороздя просторы интернета в поисках «чего бы посмотреть», анимационного и полнометражного, наткнулась на описание фильма «Perfect Blue» Сатоши Кона. Честно признаюсь, что имя режиссёра мне ни о чём не говорило, да и само описание не особо пробудило во мне жажду смотреть данное произведение (имею привычку не читать описания полностью из-за боязни спойлеров). Пламя любопытства разгорелось от приведённого в конце статьи факта, что Аронофски выкупил права на Perfect Blue ради того, чтобы воспроизвести в фильме «Реквием по мечте» сцену, в которой Мэрион (Дженнифер Коннелли) кричит в ванной (надо сказать, эта сцена действительно воспроизведена кадр в кадр).

Однако, при просмотре фильма выяснилось, что на этом Даррен наш Аронофски не остановился и, видимо, решил выжать из тех пятидесяти девяти тысяч долларов максимум.

Внимание! Дальше будет много спойлеров, будьте осторожны.

Такие разные, такие похожие

Надо сказать, сходство обнаруживается почти сразу, хоть сюжет расходится по многим пунктам. В обоих фильмах мы видим не уверенную в себе девочку, которая не понимает, чего хочет. В «Perfect Blue» — это Мима, а в «Чёрном лебеде» — Нина (забавно, не правда ли?). Разница в том, что у Аронофски героиня уже находится в состоянии лёгкого помешательства (возможно, вялотекущей шизофрении), а у Кона — не выказывает признаков психического расстройства на момент начала действия.

Далее мы узнаём, что одна из них — певица, решившая стать актрисой, а другая — балерина-Одетта, решившая стать балериной-Одиллией. Надо сказать, здесь тоже есть существенное отличие: Мима изначально навсегда отказывается от роли певицы, Нина же хочет «и рыбку съесть, и аквариум выпить»: стать чёрным лебедем, оставшись белым. Согласитесь, у неё неплохая фора на пути к сумасшествию, чем у предшественницы.

Атака двойников

То, чем авторы нас завлекают в обе истории, — это, безусловно, двойники. В «Perfect Blue» сначала в интернете обнаруживается некий дневник Мимы, котоый ведёт не она, но в котором её жизнь описывается в мельчайших подробностях, а материализуется двойник уже ближе к середине фильма; в «Чёрном лебеде» двойник появляется ещё в самом названии — и с первых же сцен героиня параноидально рассматривает девушек (на предмет двойничества?) по дороге на репетиции. Опять-таки, вид двойников существенно различен: двойник Мимы всегда одета в её концертный костюм и имеет характерное свечение, как бы намекая этим, что она — фантом. Нина и её двойник отличаются, как Одетта и Одиллия, двойник выглядит как обычный человек, вполне материальный; если двойник появился в зеркале, и на ней такая же одежда, как на Нине, отличие создаётся особо коварным выражением лица, сама же героиня в какой-то момент начинает отождествлять двойника со своей дублёршей.

В общем, в первом фильме двойник воплощает прошлое героини, которое не хочет её отпускать, а во втором — будущее, которое её соблазняет (и, собственно, тоже не хочет отпускать).

Скопировано правильно

Развитие сюжета, если откинуть обстановку, происходит одинаково: обеих девушек заставляют делать то, что им не нравится или не хочется делать, потом они уже не понимают, как ко всему этому относятся, совершают поступки, делающие их «падшими женщинами», каждую из них преследует некое «чудовище» (Миму — жуткий охранник, Нину — воплощение колдуна из балета); параллельно совершаются преступления, в котороых виновник неизвестен, близкие люди стараются уговорить девушек отступить, все вокруг оказываются озабоченными, а главное — проклятые двойники пытаются присвоить себе их жизни.

Что касается выразительных средств, то тут тоже достаточно:

  • отражение, живущее отдельно от человека
  • снова-таки сцена в ванной
  • стена, замощённая говорящими портретами
  • смешение сна и реальности
  • провалы в памяти
  • бесчисленные галлюцинации

И отдельного рассмотрения стоит финальная драка с двойником, яростная, вызывающая отвращение и — в обоих случаях! — заканчивающаяся вонзанием осколка зеркала в живот двойнику.
Занавес.

Эпилог

Несмотря на то, что в итоге в этих фильмах всё раскрутилось по-разному, ощущение того, что я это уже видела, меня так и не покинуло. И если сравнивать эти два фильма, то предпочтение я отдам «Perfect Blue». В «Чёрном лебеде» Аронофски маскимально упростил себе задачу хотя бы тем, что вписал в это проверенный временем сюжет утончённого, возвышенного и столь драматичного балета. Оказывается, этого достаточно, чтобы получить номинацию на Оскар.

Комментарии к «Perfect Swan»

  1. Лорд говорит:

    А еще мои балетные друзья сказали, что в фильме БлэкСвон нет ничего про балет :)

    • Туня говорит:

      «нет ничего про балет» — это о том, что танцуют там плохо, или о том, что изнутри над балетом так работа не ведётся?

      Но мне безумно понравился момент, когда Портман, танцуя Одиллию, обрастает перьями, — очень впечатлило (хотя и это, конечно, не про балет).

  2. Yefim говорит:

    Читать было очень интересно.

Добавить комментарий для Лорд Отменить ответ

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> <pre lang="" line="" escaped="" cssfile="">